Магистратура

38.04.03 Менеджмент

профиль: Менеджмент организации

профиль: Реинжиниринг бизнес-процессов

Пособие по Менеджменту (подготовка к поступлению в магистратуру)  Скачать пособие

Срок обучения — 2 года

Вступительные испытания: тестирование (на базе бакалавриата и специального образования).

Программа вступительного испытания по менеджменту

для магистерских программ

I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Прием на магистерскую программу осуществляется путем конкурсного отбора в форме рассмотрения представленных кандидатами документов. Конкурсный отбор проводится Приемной комиссией факультета. Конкурс обеспечивает зачисление на магистерскую программу кандидатов, наиболее способных и подготовленных к ее освоению.

В качестве критериев конкурсного отбора учитываются уровень и качество полученной подготовки по менеджменту, (подтверждаемые полученными оценками при обучении в бакалавриате или по программе подготовки специалиста, и другими документами), достижения в научной работе (подтверждаемые  наличием научных публикаций, дипломов за успехи в конкурсах студенческих  научных работ, студенческих  олимпиадах и других мероприятиях), другие достижения, награды и поощрения, рекомендации специалистов.

Процедура конкурса осуществляется в следующем порядке:

Для прохождения конкурсного отбора кандидаты представляют документы, предусмотренные Правилами приема, а также официальные дипломы и сертификаты, документы об участии в конкурсах научных работ, студенческих олимпиадах, о наградах и поощрениях.

Конкурс проходит в период с 20 июня по 17 августа 2009 г. По итогам конкурсного отбора Приемная комиссия объявляет список кандидатов, рекомендованных к зачислению на магистерскую программу.

В случае если после проведения конкурсного отбора остаются вакантные места, дополнительный конкурс проводится в период с 25 по 31 августа 2009 года.

II ОРГАНИЗАЦИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНОВ

 

Квалификационный экзамен по дисциплине менеджмент проводится 28 июля 2009г., 18 августа 2009г, дополнительный экзамен (при наличии свободных мест) – 3 сентября 2009г.

Экзамен проводится в формате собеседования и оценивается по 100-балльной шкале. Кандидат, претендующий на бюджетное место должен получить оценку не ниже «70» (общая) и на место с оплатой обучения не ниже «30»

Программа магистерского экзамена по направлению 08.05.00 — «Менеджмент» состоит из трех обязательных разделов:

  • Открытый письменный экспресс-опрос (в форме тестирования) -10 вопросов (40 баллов);
  • Закрытый письменный экспресс-опрос (в форме тестирования) -10 вопросов (20 баллов);
  • Открытый устный опрос (40 баллов).

По результатам письменного вступительного испытания поступающий имеет право подать в апелляционную комиссию письменное заявление о несогласии с результатами испытания.

Кандидаты, получившие неудовлетворительную оценку или не явившиеся на вступительные испытания без уважительной причины, не допускаются к дальнейшей сдаче вступительных испытаний и не зачисляются в магистратуру.

На магистерском экзамене по направлению 08.05.00 — «Менеджмент» претендент  должен продемонстрировать владение категориальным аппаратом менеджмента,  включая знание основных теорий и концепций всех разделов дисциплины.

 

III ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

 

«МЕНЕДЖМЕНТ»

Тема 1. Развитие теории и практики менеджмента

Основные этапы развития менеджмента: Эволюция управления;  Древние и современ-ные организации; Управленческие революции.

Условия и факторы возникновения менеджмента: промышленное развитие; массовое производство и сбыт; возникновение корпораций и акционерных обществ.

Развитие теории и практики управления: Предпосылки формирования основ науки ме-неджмента; Многообразие взглядов на эволюцию управления как науки: Основные школы и концепции управления (школа научного управления, школа административного управления (классическая), школа человеческих отношений, школа поведенческих наук (бихевиористское направление), школа науки управления (количественных методов)); Научные подходы к управлению (процессный подход, системный подход, ситуационный подход); Современная система взглядов на менеджмент, принципы менеджмента. Развитие отечественной теории и практики управления.

Тема 2. Система управления организацией

Основные элементы системы управления, их взаимосвязь. Объект и субъект управле-ния. Процесс управления, стадии процесса управления, цикл управления. Принципи-альная схема управления (модель управления). Роль обратной связи в системе управле-ния. Иерархичность построения системы управления.

Организация как система, её основные элементы. Внутренняя и внешняя среда организации. Основные факторы внешней среды. Среда непосредственного окружения.

Основные виды деятельности (функциональные области) в организации и соответствующие им виды менеджмента: общий менеджмент, стратегический менеджмент, операционный менеджмент, финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, управление персоналом, управление маркетингом.

Тема 3. Цели, функции, структуры управления

Миссия организации, основные требования к её формулированию. Классификация целей организации. Характеристики целей. Взаимосвязь стратегических, тактических и операционных целей организации. Первичные функции управления, их суть и содержа-ние. Взаимосвязь функций в процессе управления организацией.

Планирование как функция управления. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Классификация систем планирования. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Целеполагание в менеджменте. Использование моделей конкурентного анализа для оценки ситуации и конкурентного преимущества организа­ции при её работе с рынком.

Суть и содержание функции «организация». Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Централизация и децентрализация управления, делегирование полномочий. Норма управляемости. Уровни менеджмента в организационной иерархии. Основные типы структур управления, их преимущества и недостатки. Требования, предъявляемые к организационным структурам.

Функция мотивации. Первоначальные концепции мотивации. Современные теории мотивации и их использование в управлении: Содержательные теории мотивации: работы А. Маслоу, Д. МакКлеланда, Ф. Герцберга;  Процессуальные теории мотивации: Теория ожидания В. Врума.; Теория постановки целей Э. Лока; Теория справедливости (равенства) Дж. Адамса; Концепция партисипативного управления; Модель Портера-Лоулера.

Функция контроля, этапы процесса контроля. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Необходимость контроля и его виды. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля.  Системы контроля с обратной связью. Информационно-управляющие системы в планировании и контроле.

Тема 4. Связующие процессы управления: коммуникации и принятия решений

Принятие решений:  Природа процесса принятия решений; факторы, влияющие на процесс принятия решений; Типы решений по характеру их принятия; Процесс принятия и реализации управленческих решений, его основные стадии.

Организационное решение: Запрограммированное и незапрограммированное решение; Модели и методы, используемые в процессе принятия решений; Методы прогнозирования; Методы экспертных оценок.

Коммуникации: Элементы и этапы коммуникационного процесса; Вертикальные и горизонтальные коммуникации; Процесс обмена информацией как система с обратной связью; Межличностные коммуникации; Информационные системы управления (ИСУ): понятие, назначение. Функциональная и обеспечивающая подсистемы ИСУ; Требования, предъявляемые к информации. Влияние информационных технологий на менеджмент.

Тема 5. Менеджер в системе управления

Руководство, лидерство, власть. Формальное и неформальное лидерство.

Руководство в организации: Влияние и власть; Источники власти в организации; Баланс власти;  Формы власти и влияния;  Проблемы власти; Влияние через участие и путём убеждения; Практическое использование влияния.

 Подходы к определению факторов эффективного лидерства: Понятие лидерства в системе управления; Поведенческий подход к лидерству; Одномерные теории лидерства (исследования Левина; теория X и теория Y; системы лидерства по Лайкерту); Двумерные теории лидерства, управленческая решётка; Обзор исследований по лидерству, удовлетворенности и производительности; Ситуационные подходы к лидерству (ситуационная модель руководства Фидлера; подход Митчела и Хауса “путь-цель”; теория жизненного цикла Херси и Бланшара; модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона). Адаптивное руководство. Факторы, влияющие на выбор стиля руководства.

Управление конфликтом: типы конфликтов, основные способы их разрешения. Действия, предпринимаемые менеджером в процессе управления конфликтом. Уровни конфликта в организации. Стили разрешения межличностного конфликта. Структурные методы управления организационным конфликтом.

Управление стрессом. Содержание труда менеджера, его особенности, управленческие роли. Навыки, необходимые менеджерам различных уровней управления. Организация труда менеджера. Эффективность менеджмента. Этика и социальная ответственность менеджмента.

Тема 6. Организации. Построение организаций

Понятие организации. Формальные и неформальные организации.  Возникновение неформальных организаций.  Развитие неформальных организаций и их характеристики. Модель Хоманса. Управление неформальной организацией. Пути повышения эффективности формальных групп. Задачи менеджеров в управлении группой.

Организационные отношения в системе менеджмента. Содержание организационных полномочий. Делегирование полномочий. Формы организации системы менеджмента.

организационное проектирование: принципы, этапы и методы.  Департаментализация. Типы структур и их характеристики: Функциональные и дивизиональные структуры; Адаптивные структуры управления: проектные; матричные; конгламератного типа. Особенности структур фирм работающих на международных рынках.  Централизованное и децентрализованное управление. Современные тенденции развития организационных структур управления в России и за рубежом.

Тема 7. Мировая практика менеджмента

Роль управления в современном обществе: Качества современного управляющего–лидера; Кадры управления; Система подготовки руководящих кадров в экономически развитых странах; Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский и европейский; Управленческий контроль и “кружки качества” в японских компаниях. Мировой опыт в процессе принятия новаторских идей и практика в принятии управленческих решений; Влияние национально–исторических факторов на развитие менеджмента.  Модель Оучи.

Управление развитием производства в современных условиях: Стили организацион-ного поведения:  приростной и предпринимательский; Система управления развитием производства, её цели и задачи; Операционная  система и её проектирование; Оперативное управление производством; Управление запасами и логистические  системы; Управление проектами; Развитие управления в России. Формирование и развитие парадигмы управления организацией на современном этапе.

Тема 8. Факторы эффективности менеджмента

Сущность эффективности управления. Составляющие успеха организации. Экономи-ческое обоснование мероприятий по повышению эффективности управления. Критерии и показатели эффективности управления. Особенности определения эффективности деятельности организации в различных сферах бизнеса. Использование экономико-математических методов в управлении. Пути повышения производительности функционирования операционных систем, тенденции их развития.

Рекомендованная литература для подготовки к поступлению в магистратуру. 

Основная литература:

  1. Виханский, О.С. Менеджмент [Текст]: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд. –  М.: Экономистъ, 2006. – 670 с.
  2. Герчикова, И.Н. Менеджмент [Текст]: учебник для вузов  ​/ И. Н. Герчикова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2007. – XII, 499 с.
  3. Мескон, М., Осно­вы менеджмента [Текст]: Пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; Общ. ред. и вступ. ст. Л.И. Евенко. – М.: Вильямс, 2008. – 672 с.

дополнительная литература:

  1. Ансофф, И. Стратегическое управление. Пер. с английского [Текст] / И.Ансофф. – М.: Эконо­мика, 1989. – 519 с.
  2. Веснин, В.Р. Менеджмент [Текст]: Учебник для вузов по специальности «Менеджмент организации» / В.Р. Веснин. – М.: Проспект: Велби, 2009. – 502 с.
  3. Виханский, О.С. «Другой» менеджмент: время перемен [Текст] / О.С. Виханский, А.И. Наумов // Российский журнал менеджмента, 2004, №3. С 105–126.
  4. Грейсон, Дж. Американский менеджмент на пороге XXI века [Текст] / Дж. Грейсон. – М.: Экономика, 2000. – 237 с.
  5. Дункан, Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки осново-положников менеджмента и управления практики [Текст] / Д.У. Дункан. Пер. с англ. – М.: Дело, 1996. – 272 с.
  6. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления [Текст] / В.И. Кнорринг. – 2-е изд., изм.  и доп. – М.: НОРМА , 2007. – 528 с.
  7. Максимов, И.Ю. Менеджмент: учебное пособие часть 1 [Текст] / И.Ю. Максимов, С.М. Шипилова. – Челябинск: ЮУрГУ, 2007. – 68 с.
  8. Роббинс, С.П. Менеджмент [Текст] / С.П. Роббинс, М. Коултер. – 7-е изд. – М.: Вильямс, 2007. – 1056 с.
  9. Шевчук Д.А. История менеджмента: учебное пособие (учебник, лекции) / Д.А. Шевчук. – М.:Эксмо, 2009. – 430с.
  10. Управление организацией [Текст]: учебник для вузов/ Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 4-е изд. перераб.и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 739 с – (Высшее образование).